среда, 16 апреля 2008 г.

WHEAT'S BASSBOOK - ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ 101: ТЕХНИКА ИГРЫ ПАЛЬЦАМИ, ГИТАРНЫМ СТИЛЕМ, МЕДИАТОРОМ

Wheat (a.k.a. James Martin)

Извлечение нот правой рукой
Существует много способов звукоизвлечения правой рукой. Основные техники (используемые наиболее часто) изложены в этой главе. Более сложные будут представлены в следующих главах. Как и в других областях игры на бас-гитаре, выбор той или иной техники формирует ваш стиль. Некоторые исполнители тяготеют к определенной технике. Всегда старайтесь применять ту технику, которая дает желаемый вами звук.

Пальцевая техника (метод игры двумя пальцами)Многие бас-гитаристы используют только указательный и средний пальцы правой руки для звукоизвлечения на басу. Этот стиль с некоторыми изменения заимствован у контрабасистов. Классические исполнители называют этот прием "пиццекато". Я, как и многие другие музыканты, предпочитаю этот способ из-за звука, который получается при соприкосновении пальцев со струнами. Конечно, у вас могут быть другие предпочтения. Однако полезно будет овладеть этой техникой, даже если позже вы остановитесь на чем-то другом.

Сама по себе техника проста, но требует некоторого навыка. Расположите свой большой палец правой руки на звукоснимателе или на струне Е (или В, если у вас пять струн). Немного согните пальцы, так чтобы они образовали полуокружность. Указательным пальцем ущипните с некоторым усилием струну А (не нужно ее зажимать, играйте на открытой струне). Указательный палец продолжает движение, пока не остановится на струне Е. Теперь повторите прием средним пальцем. Звук при извлечении должен быть плотным. Если звук, извлекаемый вами, получается слишком тихим, постарайтесь чтобы звукоизвлечение производилось в большей степени кончиками пальцев. Вы не должны при этом отрывать струну от грифа (такой прием называется "popping" - "поддев", и мы к нему вернемся позже). Отрабатывайте поочередность движений пальцев и старайтесь, чтобы ноты при этом звучали одинаково (как по длине, так и по громкости). Попробуйте начинать игру как с указательного, так и со среднего пальца. Это не имеет принципиально большого значения, но вы должны освоить чередование пальцев настолько, чтобы это способствовало развитию скорости вашей игры.

Межструнные переходы
Прием усложняется, когда вам нужно сыграть последовательность нот, расположенных на разных струнах. Вы должны стараться чередовать пальцы везде, где это возможно (иногда несколько проще бывает извлечь ноту тем же пальцем, чтобы потом продолжить чередование). Когда вы переходите с более низкой струны (например, Е) на более высокую (например, А), вы слегка поворачиваете руку от себя, так чтобы сохранилась правильная полуокружность пальцев (при этом кончики пальцев приходят в правильное положение над следующей струной, что позволяет извлекать одинаковые по громкости звуки). Подобным образом ваша рука поворачивается в обратном направлении, когда вы переходите с более высокой струны на более низкую. Попробуйте такое упражнение:

---------------------------------
---------------------------------
---------2-2-2-2---------2-2-2-2-
-0-0-0-0---------0-0-0-0---------
i m i m i m i m i m i m i m i m

Чередовать пальцы легче, когда число нот, извлекаемых на одной струне, кратно двум (как в приведенном выше примере). Так, конечно, бывает не всегда. Попробуйте теперь:

-------------------------------------------------
-------------------------------------2-2-2-------
-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-
-0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-------------------
i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m i m

В определенных случаях многие басисты предпочитают использовать заимствованный у гитаристов подход, называемый "speed-picking", что-то вроде "быстрого щипка". Используя этот прием, вы начинаете игру с указательного пальца всякий раз, когда переходите на другую струну (нарушая очередность пальцев по мере необходимости). Вот предыдущий пример, исполняемый приемом "быстрого щипка":

-------------------------------------------------
-------------------------------------2-2-2-------
-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-
-0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-------------------
i m i i m i i m i i m i i m i i m i i m i i m i

Чередование пальцев обычно является предпочтительным, но иногда "быстрый щипок" работает лучше. Попробуйте оба способа, ну, и что вы думаете?

Рэкинг
Иногда бывает проще сыграть определенные пассажи одним пальцем. Обратите внимание на следующее упражнение. Попробуйте оба способа:

-------------------------
-2-----2-----2-----2-----
---2-----2-----2-----2---
-----0-----0-----0-----0-
i m i m i m i m i m i m (звукоизвлечение левой рукой #1)
m m m m m m m m m m m m (звукоизвлечение левой рукой #2, рэкинг).

Оба приема работают. Второй вариант (называемый рэкингом) заключается в игре одним пальцем нескольких нот подряд (один продолжительный щипок). Рэкинг легче использовать в пассажах, подобных приведенному, но вам следует внимательно следить за длительностью нот. Вы будете стремиться ускорить движение, так что препятствуйте этой тенденции.

Черезструнные переходы
Иногда случается необходимость перейти от ноты, взятой на струне Е, к ноте на струне D, или от струны А к G. Это так называемый черезструнный переход, и он может даваться как легко, так и с трудом в зависимости от партии. Здесь представлены два примера (первый играется ровными восьмыми нотами, а второй триолями):

-----------------
---2---2---2---2-
-----------------
-0---0---0---0---
i m i m i m i m

-------------------------
---2-2---2-2---2-2---2-2-
-------------------------
-0-----0-----0-----0-----
i m i m i m i m i m i m (левая рука, попеременное звукоизвлечение)
i m i i m i i m i i m i (левая рука, другой вариант звукоизвлечения)

Во втором примере первый способ игры заключается в строгом чередовании пальцев, а я бы предпочел играть вторым способом. Переходы подобно этому часто требуют переосмысления чередования пальцев или отказа от него в пользу чего-то более побходящего.

Пальцевая техника (метод игры тремя пальцами)
Вариацией предыдущей техники (особенно подходящей для быстрого исполнения триолей) является использование трех пальцев правой руки (указательного, среднего и безымянного). Я считаю, что в таких ситуациях проще начинать с безымянного, хотя спокойно можно начать и с указательного. Ниже приводится пример для исполнения в обеих последовательностях:

-------------------------------------------------
-------------------------------------2-2-2-------
-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-------2-2-2-
-0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-------------------
r m i r m i r m i r m i r m i r m i r m i r m i (начало с безымянного пальца)
i m r i m r i m r i m r i m r i m r i m r i m r (начало с указательного пальца)

Здесь представлен сложный триольный ход, в котором используются как двух-, так и трехпальцевый методы:

-------2-----------2-----
---2-----2-----2-----2---
-0---0-----0-0---0-----0-
-------------------------
i m i r m i i m i r m i

Гитарный стиль (с использованием большого пальца)
Для исполнения некоторых пассажей можно заимствовать гитарный стиль игры пальцами. Я использую этот прием для игры арпеджио аккордов вверху грифа. При этом играется несколько повторяющихся последовательностей, в которых большой палец чередуется с другими пальцами правой руки. Вот пример, в котором используется большой палец вместо чередования трех пальцев:

-------4-----------4-----
---2-----2-----2-----2---
-0---0-----0-0---0-----0-
-------------------------
t i t m i t t i t m i t

Игра медиатором
Некоторые бас-гитаристы пренебрежительно относятся к игре медиатором (или плектором), но некоторые басисты отдают предпочтение яркой атаке, которую дает медиатор, а в некоторых музыкальных стилях (таких как спид-метал, дет-метал) медиатор является единственным возможным выбором, если только вы не являетесь обладателем сверхбыстрых пальцев. Как и при пальцевой технике, игра медиатором заключается в чередовании ударов, изменяющимся в зависимости от ситуации. Вы можете извлекать ноты ударом вниз (движение направлено к полу), ударом вверх (наоборот, к небу), или комбинирую оба приема (что я и рекомендую делать). В приведенных ниже примерах d - вниз, а u - вверх:

---------------------------------
---------------------------------
---------0-0-0-0---------0-0-0-0-
-0-0-0-0---------0-0-0-0---------
d u d u d u d u d u d u d u d u

Такого же рода проблемы, что возникали у нас при изучении техники игры пальцами, встретятся и здесь. Межструнные и черезструнные переходы вызывают особые ситуации, где вам придется решать - менять или оставлять строгое чередование ударов. Вы также обнаружите, что "быстрый щипок" (всякий раз начинающийся с нижнего удара при переходе со струны на струну) хорошо работает в триольных партиях, подобных приведенной ниже:

-------------------------------------------------
-------------------------------------0-0-0-------
-------0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-
-0-0-0-------0-0-0-------0-0-0-------------------
d u d d u d d u d d u d d u d d u d d u d d u d

Комментариев нет: