Wheat (a.k.a. James Martin)
Положение левой руки на грифе
Обычно, для взятия нот на грифе используются четыре пальца левой руки. Они позволяют вам прижимать струны в пределах четырех ладов, не меняя позиции руки на грифе. Для краткости мы обозначим пальцы левой руки следующим образом: i - указательный, m - средний, r - безымянный, p - мизинец. Иногда для обозначения пальцев проще использовать цифры. В таком случае: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Когда эти буквы или цифры указываются под нотами или табулатурой, то тем самым предлагается аппликатурная модель для левой или правой руки (в тех случаях, когда это может быть недостаточно ясно, я буду дополнительно указывать, где обозначения для левой руки, а где - для правой). Аппликатуры, используемые вами - это вопрос личных предпочтений. Ниже представлена простая басовая линия с обозначением аппликатуры:
----------------
-----------5-7--
-----5-6-7------
-5-8------------
i p i m r i r (пальцы левой руки, буквенное обозначение)
1 4 1 2 3 1 3 (пальцы левой руки, цифровое обозначение)
Обратите внимание, что вы прижимаете струны точно между металлическими ладами, а не к ним. вы можете попробовать располагать пальцы немного дальше или ближе к ладам, но слишком дальнее расположение или прижимание струн непосредственно к ладам вызывает слабый звук, часто сопровождающийся дребезгом.
Как видите, каждый палец отвечает за один лад. И так как фрагмент начинается на пятом ладу, мы назовем это "игрой в пятой позиции". Вот та же самая линия, исполняемая в седьмой позиции:
-----------------
------------7-9--
------7-8-9------
-7-10------------
i p i m r i r (левая рука, буквы)
1 4 1 2 3 1 4 (левая рука, цифры)
Для того чтобы развить силу в левой руке (и научиться игре в позиции), попробуйте не убирать пальцы с нижних ладов, прижимая верхние. Для первых двух нот в предыдущем примере, вам следует держать указательный палец на седьмом ладу, в то время как мизинец прижимает струну на десятом. Когда вы дойдете до пятой ноты этого пассажа (9-й лад на струне А), ваш указательный палец будет прижимать струну А на седьмом ладу, средний - на восьмом, а безымянный - на девятом.
Когда фрагмент включает открытые струны, аппликатура в некоторой степени меняется. Посмотрим пример:
-----------------
-----------0-2---
-----0-1-2-------
-0-3-------------
o r o i m o m (левая рука; o - открытая струна)
0 3 0 1 2 0 2 (левая рука; 0 - открытая струна)
Для данного пассажа может быть много различных вариантов аппликатуры. То, что вы выберете, всегда будет являться компромиссом между удобством и скоростью. Определенные аппликатуры могут быть более удобными для вас, но при этом замедлять скорость игры. Это вещь субъективная. Разные исполнители могут предпочесть различные аппликатуры для исполнения одной и той же партии. ваш собственный стиль игры будет определять выбор аппликатуры в каждом конкретном случае. В дальнейшем вы перестанете уделять этому много внимания, кроме случаев разучивания новых фраз и поиска лучших способов для их исполнения. Выбор аппликатуры, в большинстве своем, станет автоматическим.
Аппликатуры в нижних позициях
Всегда следовать правилу "каждый палец на своем ладу", описанному выше, может быть трудно, да и не всегда обязательно, особенно внизу грифа (т. е. до пятого лада). Обратимся к примеру:
--------------------------------
----3-----3-----3-----3-----3---
--------------------------------
-1-----1-----1-----1-----1------
Если следовать правилу, мы должны играть этот пример первым и третьим пальцем левой руки. Но если вы станете играть длинную композицию, состоящую главным образом из подобных линий, то быстро почувствуете усталость в левой руке. Таким образом, играя ниже пятого лада (линии подобные приведенному примеру), вы можете заменить третий палец четвертым, что позволит расслабиться вашей левой руке, и при этом играть линию правильно.
Расширенные позиции
Расширенные позиции применяются в аппликатурах, где есть растяжка (т. е. расстояние более четырех ладов). Это может быть настолько трудным делом в нижних регистрах (т. е. нижней части грифа, до пятого лада), что у вас ничего не получится. Но они удобны в верхних регистрах (выше девятого лада). Насколько вы смажете прибегнуть к расширенным позициям, будет зависеть от размеров и подвижности вашей руки. Вот пример гаммы, в аппликатуре которой использована расширенная позиция:
----------------------
-----------------9-10-
---------8-10-12------
-8-10-12--------------
i m p i m p i m (левая рука)
1 2 4 1 2 4 1 2 (левая рука)
1 3 4 1 3 4 1 2 (левая рука, 3 вместо 2)
А вот та же гамма (те же ноты) в другой аппликатуре:
----------------------
-------------7-9-10---
------7-8-10----------
-8-10-----------------
m p i m p i r p (левая рука)
2 4 1 2 4 1 3 4
Здесь также могут быть вариации. Некоторые исполнители, возможно, предпочтут брать первые две ноты вышеуказанного примера указательным и средним пальцами (т. е. переместиться из седьмой в девятую позицию), а затем вернуться назад в восьмую позицию, чтобы сыграть оставшиеся ноты.
Последовательность нот с определенной структурой интервалов (т. е. чередование целых и полутонов), из которых может быть составлена мелодия, называется гаммой. Мы использовали две гаммы в приведенных выше примерах: блюзовую и мажорную. Название гаммы образуется из названия ноты от которой она начинается и названия определенной последовательности целотонных и полутоновых интервалов.
----------------
-----------5-7--
-----5-6-7------
-5-8------------
Приведенный выше пример (начинающийся от ноты А на пятом ладу струны Е) является ля минорной блюзовой гаммой (почему она названа минорной мы разберем позже), которая часто просто называется "А-блюзовой гаммой" или еще проще - "А-блюз". Ниже приводится второй точно такой же пример, начинающийся на седьмом ладу струны Е (т. е. В):
-----------------
------------7-9--
------7-8-9------
-7-10------------
i p i m r i r (левая рука, буквы)
1 4 1 2 3 1 4 (левая рука, цифры)
Так как он начинается от ноты В, мы назовем его В-блюзовой гаммой. Гаммы иногда легче представлять в виде диаграмм, показывающих расположение нот на грифе. А-минорная блюзовая может быть представлена в виде следующей диаграммы:
![['a' minor blues scale .jpg]](http://www.bassboombang.ru/files/practicum/wheatsbook/aminor.bluesscale.jpg)
В формате ASCII это выглядит так:
|---|---|---|---|
|-0-|---|-X-|---|
|-0-|-0-|-0-|---|
|-X-|---|---|-0-|
5
Я буду часто использовать в этой книге диаграммы подобные приведенным выше, поэтому возможно понадобятся некоторые объяснения, не так ли? В этих диаграммах черная точка (или X в ASCII) обозначают тонику, а белые точки (0) - все остальные ноты гаммы. Горизонтальные линии - это струны, а вертикальные - лады. Диаграмма представлена так, как будто вы смотрите на гриф инструмента, лежащего прямо перед вами. Струны E, A, D, G располагаются на ней снизу верх. Цифра внизу диаграммы (5) указывает на номер лада, с которого начинается последовательность.
Заметка о положении левой руки
Среди бас-гитаристов существует большая озабоченность (и небезосновательно) по поводу хронических заболеваний рук и запястий (тендовагинит, синдром запястного канала) вследствие неправильной техники занятий или перенапряжения. С учетом этого, мне бы хотелось сказать пару слов о позиции левой руки.
Прижимание струн требует силы, и вы, вероятно, будете стараться целиком осуществить его за счет пальцев, плотно обхватывая гриф. Не следует привыкать к такому способу игры. Во-первых, ваша левая рука быстро устанет. Во-вторых, это может привести к заболеваниям запястья. Когда зажимаете струны, старайтесь максимально возможно использовать силу плеч и мышц спины (как это делают контрабасисты). Большой палец будет испытывать незначительное давление, зато он станет вашим проводником при взятии нот. Давление должно исходить от ваших плеч и спины.
Если вы все делаете правильно, это даст вам дополнительное преимущество, чтобы сохранить запястье в порядке, о чем мне хотелось бы также упомянуть, раз уж об этом зашла речь. Если при извлечении нижних нот вы держите локоть близко к туловищу, то запястье располагается под неестественно острым углом (могу ручаться, что это приведет к хроническому заболеванию). Занимайтесь, держа свой локоть достаточно далеко (особенно когда исполняете нижние ноты). Держите свое запястье как можно более прямым, и не забывайте про давление спиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий